Обычные лестничные марши из железобетона знакомые каждому из нас по многоквартирным домам. Однако из этого материала можно строить куда более сложные конструкции: тетивных, консольные и винтовые бетонные лестницы прекрасно выглядят и обладают превосходной несущей способностью.
В статье мы постараемся выяснить, насколько сложно создавать такие изделия.
Преимущества и недостатки
Начнем с краткого анализа свойств железобетона в качестве материала для лестниц.
плюсы
• Превосходная несущая способность. Бетон крайне прочный по отношению к нагрузкам на сжатие: для марки М200 разрушающая нагрузка составляет 200 кгс/см2.
Однако: нагрузка на излом куда более деструктивная. Способность железобетонной конструкции противостоять ей зависит от качества и плотности ее армирования.
• Долговечность. Бетонный лестничный марш внутри помещения будет служить не менее века. Даже на улице, где деструктивных факторов куда больше, на полвека эксплуатации можно смело рассчитывать.
• При изготовлении своими руками стоимость бетонной лестницы окажется достаточно скромным. Материалы более чем недорогие. Основная сложность - изготовление опалубки, особенно в случае сложной формы конструкции.
• В отличие от дерева благородных пород, внешний вид бетона ... скажем так, не впечатляет. Если красота приоритетной, в обработку лестницы придется вложить довольно много сил и времени.
• Бетон набирает большую часть полной прочности примерно за месяц. Снять опалубку и пользоваться лестницей можно будет только через несколько дней. Для сравнения - стальные и деревянные лестницы могут использоваться сразу после уборки и даже в процессе нее.
минусы
Скорость или красота
Наша статья посвящена, прежде всего, монолитным конструкциям. Бетон хорош тем, что ему можно придать практически любую форму; цена этого уже упомянутая - сложность сборки опалубки (особенно с криволинейными поверхностями) и длительный набор прочности.
Однако есть и сравнительно простое решение. Те же бетонные лестничные марши, которые используются в строительстве многоквартирных домов, ничто не мешает использовать и при возведении коттеджа. Длина пролета достигает 5,6 метров, высота в свету - 2,7; впрочем, сборная бетонная лестница на второй этаж чаще монтируется из двух коротких мерших - в этом случае тратится куда меньше полезной площади.
Монтаж несложен, но невозможен без автокрана: масса одного марша составляет от 1 до 2,5 тонн. Как монтируется железобетонный марш?
• К моменту его установки должны быть подготовлены площадки или колонны с опорными зубами. Расстояние между опорами должно быть выверено по длине марша с небольшим запасом.
• Марш цепляется пауком (разветвленным стропом) с помощью широких лент или, что куда разумнее, специальных П-образных захватов. Длина строп должна позволять поднять элемент конструкции с небольшим уклоном к нижней ступени.
• Низ марша устанавливается в растворную постель. Для корректировки положения подвешенного изделия используются обычные монтажные ломы.
• Затем, опять-таки с корректировкой ломами, в растворную постель садится верх лестницы.
Сборные лестницы обходится несколько дороже самостоятельно изготовленной монолитной; кроме того, ее внешний вид будет вполне заурядным. Зато она готова к использованию сразу после установки всех маршей.
монолитные лестницы
размеры
Проект любой лестницы сколь угодно сложной формы отталкивается от базовых размеров ступени, продиктованных человеческой анатомией.
• Наиболее комфортным считается уклон 1:2 (30 градусов к горизонту).
• Сумма проступи и удвоенной высоты ступеньки должна быть равна средней длине шага (для человека среднего роста 60-64 см).
• Ширина проступи должна позволять поставить на нее стопу полностью. Нормой считаются 30 см, минимумом - 26. Идеальная степень, таким образом, имеет размер 30х15 - 17 см.
• Оптимальный радиус поворота забежных ступеней или спиральной лестницы равна сумме ширины лестничного марша и удвоенной ширины проступи. Так, для лестниц шириной 90 см с 30 - сантиметровыми проступями радиус будет равен 90 + (30 * 2) = 150 см.
• Бетонная винтовая лестница не должна иметь диаметр менее двух метров. Речь идет не только об удобстве, но и о безопасности ее использования.
опалубка
Понятно, что чем сложнее форма лестницы, тем сложнее будет и устройство опалубки. Компании, специализирующиеся на коммерческом строительстве бетонных конструкций, обычно используют многоразовую металлическую опалубку со сборными винтовыми стойками. Однако стоимость их услуг достаточно велика, чтобы поискать альтернативные решения.
Можно ли дать какие-то рекомендации по самостоятельному изготовлению опалубки?
• Лучший материал для наших целей - шлифованная фанера, пропитанная олифой или оклеена плотным полиэтиленом. В этом случае щиты не поведет от влаги, а поверхность бетона будет практически идеальной. Для работы на фанерой стоит использовать аккумуляторный лобзик макита , который быстро и с комфортом выполнит свои задачи .
• Масса квадратного метра бетонного марша толщиной 20 см будет примерно равен 400-500 кг. Опалубка требует крепких подпорок. Обычно используется брус сечением 50х100 - 100х100 миллиметров. Шаг подпорок - 40-60 см.
Полезно: по той же причине приходится возводить лестницы на бетонном основании - либо на достаточно прочном перекрытии (монолитном или плитном), или на отдельном фундаменте.
• Опалубка ступеней обычно выполняется из доски толщиной не менее 30 мм: при большой ширине марша фанера может прогнуться под тяжестью бетона. Боковые торцы, наоборот, делаются фанерными: жесткость им придает крепления к опалубке ступеней.
• Для составления опалубки используются саморезы и уголки: такой способ крепления сделает конструкцию прочной и легко разбирается.
армирования
И тип арматуры, и форма армирования сильно зависят от формы и размеров изделия. Для коротких прямых маршей инструкция проста: на дно опалубки на невысоких проволочных стойках (3-5 сантиметров) излагается сетка из проволоки толщиной 5-6 мм с ячейкой 10 см.
Для более сложных и несущих конструкций применяется рифленая арматура толщиной 12-14 миллиметров. Если опалубка имеет сложную форму, короткие отрезки связываются друг с другом отожженной проволокой; при этом перехлест отрезков должен составлять не менее 8 их диаметров.
Сколько арматуры должен быть в конструкции? Единого мнения на этот счет не существует; однако мы вполне можем ориентироваться на требования к лестничным маршам, изложенным в ГОСТ 9818. Согласно им, на кубометр бетона приходится от 70 до 90 килограммов армирования.
Приготовление бетона
Для изготовления монолитной бетонной лестницы требуется бетон марки не ниже М200. Чем сложнее форма и чем меньше толщина нагруженных элементов, тем более жесткие требования предъявляются к прочности бетона и плотности армирования.
Чаще бетон готовится на месте самостоятельно. Каким должен быть его состав, чтобы соответствовать той или иной марке? Приведем соотношения компонентов для цемента М400.
• Для приготовления бетона М100 необходимо смешать одну часть цемента, 4,6 частей песка и 7 частей щебня.
• Для бетона М150 соотношение цемента, песка и щебня - 1: 3,5: 5,7.
• М200 - 1: 2,8: 4,8.
• М250 - 1: 2,1: 3,9.
• М300 - 1: 1,9: 3,7.
• М400 - 1: 1,2: 2,7.
Практикуется, понятно, и заливка бетонной лестницы с применением цементно-песчаной смеси без крупнофракционного заполнения; однако это увеличит стоимость кубометра бетона и снизит его прочность.
Пара нюансов:
• Для приготовления бетона подходит только сухой и чистый речной песок без примесей глины. В противном случае есть риск появления трещин еще при схватывании бетона.
• Оптимальный размер щебня - 10 - 20 миллиметров. Более крупная щебенка может сделать поверхность лестницы неровной, не поместится в опалубке.
Порядок приготовления смеси в бетономешалке сильно отличается от ручного замешивания.
• В бак запущенной бетономешалки заливается небольшое количество воды (обычно 4-5 литров) и засыпается щебень (одно или два ведра).
• Затем в бак высыпаются цемент и песок. Лучше добавлять их в бак постепенно; по мере необходимости подливается вода.
Важно: вода подливается небольшими порциями. Лишний поллитра - и вместо пластического бетона мы получим жидкий.
• Затем досыпать остатки щебня.
Почему порядок именно такой? Дело в том, что попытка перемешать сухую песчано-цементную смесь даст такое количество пыли, что придется работать в респираторе. При попытке заставляют цемент с водой образуется большое количество твердых комков. Если же начать из щебня, то он благополучно перетрет образуются комки в однородную массу.
заливка
Единственная проблема, общая для всех железобетонных конструкций - раковины, воздушные пузырьки, которые остаются в толще бетона. Как она решается?
• Для импровизированной виброукладки можно использовать обычный перфоратор в ударном режиме.
• штыкованием арматурой или кельмой - еще более простой способ избавиться от каверн.
• Наконец, опалубку часто бывает достаточно просто простучать киянкой или резиновым молотком.
Отделка
Как облагородить бетонные лестницы? Есть несколько способов разной сложности.
• Накладные проступи из дерева благородных пород могут укладываться поверх несущей конструкции. В качестве прокладок может использоваться вспененный полиэтилен и / или фанера.
• Накладные проступи могут быть изготовлены и из шлифованного бетона. Он готовится на основе белого декоративного цемента с добавлением гранитного щебня и мраморной крошки.
Набрала прочность проступь шлифуется до получения идеальной поверхности.
• Наконец, на вертикальных поверхностях хорошо выглядит имитация дикого камня - мелкие сколы, сделанные зубилом.
вывод
Самостоятельное изготовление лестниц из бетона - достаточно трудоемкий процесс. Как обычно, в представленном видео в этой статье вы сможете увидеть дополнительную информацию по этой теме. Успехов в строительстве!
|